Окопы на Уе-Докьинском перевозе.

Первые сведения о следах укреплений

Впервые об окопах времён гражданской войны я услышал от соседа, Борисова Максима Васильевича. До Великой Отечественной войны он жил в деревне Соколовка, всего в одном километре от этих укреплений. Еще в детстве он с друзьями осматривали эти окопы, где  собирали гильзы и патроны. Кроме этого мой отец, Мясников Пётр Васильевич, рассказывал о таком случае. В 1970-е годы на берегу Валы в том месте, где окопы,  спилили несколько сосен,но распилить их на пилораме на доски  не смогли. В древесине постоянно попадали пули и осколки, о которые сломали несколько пил.

Мои исследования: окопы и траншеи.

В 1983 году, начав собирать материал для курсовой работы по гражданской войне в Удмуртии, я решил пройтись по берегу Валы, где как я предполагал, найду еще следы тех окопов. Вооружившись фотоаппаратом «Зенит-Е» и рулеткой отправился в поход. С утра до вечера мне удалось пройти всю линию и нанести на схему все траншеи (на схеме обозначены сине-красной линией) и одиночные окопы (синие кружки со стрелками, указывающие на направление стрельбы из окопа). Впоследствии, часть укреплений у мельницы была срыта газовиками (обозначено желтой линией) и дорожниками при строительстве нового моста через реку Валу (обозначено также жёлтой линией) на дороге Вавож-Можга (коричневая линия). Таким образом, часть окопов и блиндаж (красный прямоугольник напротив мельницы), который указан в разведсводке 3-ей красной армии, были уничтожены без следа.

окопы - левый фланг
Левый фланг линии укреплений. Окопы и траншеи.

На правом фланге укреплений еще в начале 2000 годов заметны были следы окопа для горной пушки (в форме перевёрнутой буквы Ш). Но затем трелёвочным трактором, проложившим в этом месте дорогу, эти следы были уничтожены.

окопы - центр укреплений
Центр линии укреплений на Уе-Докьинском перевозе. Окопы и траншеи.

Схема начерчена мной с некоторыми условностями, но длинна траншей соответствует масштабу. Один маленький квадратик на схеме примерно равен 1 метру на местности.  Глубина траншей до одного метра, одиночные окопы до 40 – 60 сантиметров. Север находится внизу. Река Вала течёт слева направо.

окопы - првый фланг линии укреплений
Правый фланг линии укреплений на Уе-Докьинском перевозе. Окопы и траншеи.
Следы боёв 1918 года

В результате неоднократного обследования линии укреплений с помощью металлоискателей было найдены многочисленные следы боёв. В основном это гильзы от винтовки Мосина иностранного производства с маркировкой «Remington-16». Редко встречаются не стрелянные патроны. Выявлено несколько патронов  со следами осечки (патрон целый, но капсюль пробит). Найден один осколочный разорвавшийся снаряд, взрыватель от шрапнельного снаряда и шрапнельные пули. Обнаружены также следы накрытия одного одиночного окопа шрапнелью (окоп на второй схеме напротив старого моста).

окопы - траншея на центральном участке
Траншея на центральном участке обороны. Возле корней сосны (слева от окопа) найдено 13 стреляных гильз и две пули со следами нарезов. Ниже окопа, в 3 метрах по склону, найдена россыпь картечи (недолёт).

В брустверах одиночных окопов, на левом фланге, металоискателем найдено несколько пуль со следами от нарезов, что указывает на то, что они попали сюда в результате выстрелов.

 

Окопы на Уе-Докьинском перевозе.: 8 комментариев

  1. «Remington-16»… 16 — возможно, год выпуска…. В середине 1970-х там рылись волковские ребята, тоже находили гильзы. Мне подарили 1 шт. — «REMINGTON-17».
    Вообще, здорово, что хоть какие-то схемы укреплений сделаны!.. Хотя всего смысла в самих укреплениях не совсем понимаю — красным можно было спокойно переправиться через Валу на пару-тройку километров ниже по течению , по бродам в районе Вётел или Варинских переходов , и выйти к селу с лугов… Ну если-буди дожди и высокая вода, тогда да…. Известно что там тогда с погодой было?

    1. На против Вётел было болото, мало проходимое даже летом. В 1960 годы его активно осушали, особенно в районе Горелого леса. Кроме того уровень воды в реке был гораздо выше чем сейчас. Леса вырубили, воды стало меньше.Кроме того для взятия села нужно было тащить артиллерийские орудия. А а телеграмме Азина указывается на то что даже до Большой Учи одно орудие с трудом по грязи дотащили.Ну и кроме того опасность удара с фланга от Уе-Докьи. Была грязь и дожди. Ну и если я не ошибаюсь Вы Андрей Туранов? Можно сказать земляки? Только я Вас немного постарше, а учились вы наверно с Сергеем Широких?

  2. Да, в детстве мы были знакомы — иногда вместе коров ждали на перекрестке у Большого моста. Только я фамилию не знал (или забыл), поэтому позднее статьи учителя истории п.Какмож И.Мясникова у меня ни с кем не ассоциировались… Широких Сергей меня на пару лет старше…
    Насчет болота — вполне допускаю… Хотя с начала 70-х летом там рыбачил часто… Ходили туда по лугам посуху без проблем…. В межень на бродах Валу переходили в 8 лет по грудь … Но с дождями всё действительно очень сильно менялось…

    1. Андрей! Не забывай еще что начало октября, очень холодно для преодоления реки вброд. Когда Ян Викст переправился у Уе-Докьинского перевоза вплавь и захватил лодку на противоположном берегу это посчитали одним из поводов для награждения орденом Красного Знамени.

  3. …Ну как погода… Году в 78 или 79 осень была очень теплая, нас от школы освободили и гоняли на картошку в колхоз в две смены — мы с другом до конца сентября на Вале рыбачили с воды, донки ставили, ходили в воде и купались — уровень был как в межень…

    1. Я не скажу насчёт этого года, я в 1977-1979 служил в Забайкалье. Но родители писали что тогда и в июне снег выпал, а разлив был такой, что у моего тестя (на берегу реки Кильмезь) в доме воды было по колена.Но в 1918 году насколько я узнал снега не было долго, но холода наступили рано.

  4. … Ясно… А в 1979 разлив действительно был очень высокий — у меня ж дамба пруда прямо в окнах, так наблюдал все стадии день за днем — вода текла поверх дамбы… Когда разлив стоял — дамба выступала только несколькими островками… А у военкомата стоял какой-то военный транспортер-амфибия — говорят, что на нем в рабочее время перевозки через Валу осуществлялись — молоко-то от колхозов вывозить надо было…

    1. Этот транспортёр пробовали применить для перевозки трактора Беларусь. В результате оба утопли. После этого его увезли на ремонт и больше он не появлялся. На таком я в Гуляеве еще в 1966 году с пацанами прокатился. Его использовали во время разлива для перевозки пассажиров и продуктов. На Кылтовском мосту перевозили и молоко.

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *