М.С. Елабужский и гражданская война.

М.С. Елабужский в период Первой русской революции

Михаил Стефанович Елабужский был свидетелем, а по некоторым сведениям и активным участником, Новомултанских беспорядков 1906 года. Участие в собраниях граждан, где он пытался успокоить накал страстей, было поставлено ему в вину. Некоторые его действия духовными властями были признаны недопустимыми: знакомство со многими участниками беспорядков, участие в политических митингах, организация подобных митингов, сочувствие к заключенным организаторам и участникам восстания в Новом Мултане (советы как себя вести на допросах и пересылка им денег).

Елабужский - портрет
Священник храма села Вавож М.С. Елабужский.

Однако других доказательств антиправительственных действий при обыске не было найдено (если они были, то Михаил Елабужский имел время их уничтожить). Сам священник при обыске заявил полицейским чинам «Я ожидал к себе прибытия полиции каждый день». Поэтому наказание оказалось не особенно суровым. Церковный суд приговорил его к ссылке в село Вагино под надзор Благочинного (до перевода его в село Вавож в 1912 году).

М.С. Елабужский в дни Февральской революции 1917 года

В период Февральской буржуазной революции очень ярко проявились политические взгляды вавожского священника Михаила Елабужского. 9 апреля 1917 года на экстренном заседании Малмыжского уездного земства представитель от Вавожской волости Михаил Елабужский выступил в прениях. В своем выступлении он сказал: «Правительство сознательно тормозило развитие народного просвещения и добилось своего. Многие в деревне совершенно не представляют, что такое учредительное собрание, что такое политические свободы, каковы формы государственного устройства. Они ничего не слыхали про республику и государство без царя – для них это анархия. Наконец, при самодержавном строе население систематически отстранялось от общей жизни.

Если мы примем неотложно все меры политического просвещения народа, мы добьемся того, что наша деревня понесет свою жертву не за освобождение монархии, а за закрепление нового строя».

Эти взгляды довольно близки к взглядам народовольцев, что сближает Елабужского с взглядами социал-революционеров, вышедшими когда-то из этого общественно-политического движения.

Предложения Елабужского были приняты, а сам священник был избран в состав губернского земского собрания от Малмыжского уезда.

М.С. Елабужский в годы Гражданской войны

Изучая записи метрических книг Вавожской церкви, можно определить уровень политической грамотности Михаила Елабужского. Указывая причину смерти погибших в боях или во время репрессий последовавших за разгромом восстания, он указывает например «красноармейцами». В то же время священник Каменно-Ключинской церкви использует более простонародное выражение «убит большевиками». После разгрома Вавожского отряда в бою у Каменного Ключа и отступления его остатков на Нылгу-Жикью, из села выехал местный священник. Его вынужден был заменить с 3 ноября 1918 года Михаил Елабужский и снова появляется запись о красноармейцах.

Участие в жизни волости и всего прихода Никольской церкви обстоятельно отображены в дневниках Михаила Елабужского. Но пока не найдены следы тетрадей освещающих события 1918 года. О них мы узнаем из обзора прошедших событий за год, написанного уже в мае 1919 года. Что характерно, в дневнике использованы названия противоборствующих сторон «белые» и «красные» не характерные для 1918 года. Создаётся впечатление, что тетради были уничтожены, так как могли иметь материал, обвиняющий автора в сочувствии восстанию местного населения 1918 года. Наводит на эту мысль и то, что у некоторых тетрадей сделаны вырезки отдельных абзацев. Возможно, здесь сыграл свою роль опыт 1906 года.

Кажется удивительным, что принявший активное участие в событиях февральской революции Елабужский оказался в стороне от восстания, в то время как вся практически Вавожская интеллигенция приняла активное участие в организации отпора отрядам Красной Армии.

Это еще более удивительно, так как его тесть Михаил Иоанович Шерстенников, священник села Старые Зятцы, по воспоминаниям участников восстания отнёсся к нему положительно и даже благословлял повстанцев на борьбу с продотрядами.

Всему восстанию практически посвящены десяток строчек, в то время как даже не особо важным событиям посвящены целые страницы. Кажется, что записи сделаны посторонним человеком.

Но даже в таких нейтральных записях прослеживается его отношение к происходящему. Так Михаил Елабужский пишет: «Много похищено оставленного жителями имущества, произведен разгром церкви, школ, библиотеки, народного дома. По два дня поджигали Уе-Докью, в которой уцелело только два дома».

Как будто для следователя ЧК записаны строки «28 августа белые сделали налет на Вавож. Пехота красная бежала, а артиллерия и пулеметчики стойко защищались и заставили белых разбежаться» Но тут же эмоции автора проявляются в следующих строчках: «Пробиты два дома в Силкине, 2-классная школа и купол на церкви, убита шрапнелью жена отца Павла. Но и сами красные отступили из Вавожа около полуден, взявши до Водзимонья баб и ребят, как прикрытие».

Елабужский - село Водзимонье
Вознесенский храм села Водзимонье

При этом он не обмолвился ни одним словом, что в числе заложников были духовные лица (возможно и сам Михаил Елабужский), о чём в своих воспоминаниях упоминает Кропачев Михаил Григорьевич.

После подавления восстания, священники не привлекались к следствию, и только в середине декабря 1918 года был арестован почти на 9 месяцев священник Константин Попов, но скорее всего в связи с тем, что его брат-священник был обвинен в участии в подготовке восстания и расстрелян в Котельниче. Михаил Елабужский также подвергался аресту, но только за неуплату налога и вскоре был отпущен на свободу. Возможно, о нём было известно, как об участнике восстания 1906 года и особых претензий ему не предъявляли.

М.С. Елабужский и гражданская война.: 8 комментариев

  1. Работы автора по теме восстания в целом весьма интересны. Однако настоящая статья о М.С. Елабужском вызывает серьезные возражения. Не думаю, что всё это просто плод творческой фантазии, но хотелось бы знать источники информации… Если статья была опубликована где-то на бумаге с указанием источников — дайте ссылку?

    1. Андрей. Все материалы по Елабужскому взяты из публикаций в районной газете «Авангард» и из подлинников дневников Михаила Степановича. Для примера Газета «Авангард»1989 год. 21 ноября. Статья «На первом уездном съезде». Интересно какие возражения у Вас по личности Елабужского?

      1. Ну, ясно — Авангард -значит ссылок нет, а источник — ОБС…
        А вранье, собственно, с самого начала и начинается, со слов — «Михаил Стефанович Елабужский был свидетелем, а по некоторым сведениям и активным участником, Новомултанских беспорядков 1906 года»….
        На самом деле Елабужского тогда и близко к Мултану не было -во второй половине августа он уехал в Вятку, где сначала принимал участие в Епархиальном пастырско-мирянском собрании, где был заместитель председателя (25 августа 1906г. он выступил там с докладом «Реформа богослужения»), а затем учавствовал в Епархиальном съезде духовенства, где был избран председателем… Домой из Вятки он отправился только 15 сентября и вернулся, очевидно, не раньше числа 19-20-го… А все беспорядки начались и закончились задолго до его возвращения… Так что он не только участником, но и свидетелем быть не мог…
        …подобных замечаний по статье можно делать через предложение… даже там, где источник — дневники Елабужского, трактовки и предположения (домыслы) могут быть разные…

        1. Здравствуй Андрей.Извините не сразу отвечаю. Я не даю ссылок по тому, что это сайт в основном для интересующихся историей на уровне любителя а не профессионала. На всё есть ссылки, но знаете указывать на «рыбные места», чтобы потом мою информацию выдавали как свою знаете уже надоело. Если есть желание проверить мою информацию, архивы в вашем распоряжении. А насчёт Михаила Елабужского, с чего это его с Удугучинского прихода под надзор отправили. И насчёт дат Вы учли разницу нового и старого стиля.

  2. Ясно. По источникам вопросов больше нет — дело понятное… Но! Где-то публиковать в серьёзных изданиях со ссылками всё равно надо — чтобы могли использовать и честные граждане со ссылками на вас…
    Даты я, конечно, учел… Хотя, конечно, когда Елабужский вернулся полицейские расправы над местными еще сосем не прекратились… Но в его приходе — удугучинском — все таки не так как в Мултане… Сочувствие к пострадавшим он действительно проявлял, открыто сносясь со своими прихожанами письмами и пересылкой им денежной милостыни, даже ездил в Вятку в бюро присяжных поверенных -организовывал их защиту на суде…
    Теперь о наказании — официально оно называлось «административный перевод», если и был «надзор», то негласный… Спустя несколько лет, указанный перевод даже перестали считать препятствием для его награждения по службе… Это говорит, что противозаконного в действиях его ничего не было — если бы было за что, его бы очень быстро «ушли»из духовенства, не сомневайтесь… Однако позиция его вызывала беспокойство у властей… Здесь есть своя предыстория — в 1905 году у Елабужского уже были трения с местной полицией… Но консистория его действия тогда полностью оправдала…

    1. Здравствуйте Андрей! Рад что узнали друга. На счёт Елабужского не зависимо от степени участия в событиях 1906 года,он всё равно участник.

  3. Действительно, стало гораздо проще…
    …Но я останусь при своем мнении: Елабужский хоть и придерживался передовых, м.б. демократических или пусть просто прокрестьянских взглядов, но революционером он не был, а был сторонником мирных форм преобразования существующего строя.
    С чем я согласен, так это с предположением, что дневник , начатый в середине 1918 г. мог быть уничтожен самим Елабужским, с перенесением записей из него в краткой нейтральной форме в дневник, начатый 26 мая 1919 г. Такая мысль меня тоже посещала…
    Предыдущие два дневника (очевидно 1-й и 3-й по порядку) были заполнены за 1г.1 м. и 1г.5м. Судя по этому, 4-й дневник, начатый в конце 1916 г. мог кончиться к началу лета 1918 года. 2-й и 4-й дневники потеряны вероятно уже в районе 1970-х — Л.А. говорит, что дневники брали читать и не все вернули… ( а там могло быть, что почитать – в частности во 2-м о начале первой мировой, ее отражении на селе; в 4-м — о событиях 1917-го, и об участии в Поместном соборе)…. А вот события с 23 августа 1918 автором восстанавливаются в дневнике начатом уже 26.05.1919 – как то не верится, что М.Е. не делал никаких записей 10 месяцев или даже больше…

    1. Андрей! Я эти дневники видел еще 1986 году. Но мне их только в руках подержать дали. Уже тогда нескольких тетрадей не хватало. Они хранились у Черных на Нагорной улице (оказалась знакомой моей бабушки). Её внук Мишка Редькин (мой хороший знакомый с параллельного класса) кому-то несколько тетрадей и фотографий продал. Черных мне подарила фотографию на которой были изображены все три священника Вавожской церкви (Елабужский, Леашов и Попов). Но её у меня выпросил Кузьма Куликов, собирался писать книгу о Вавоже. Так и с концами…Сами же дневники подвергались редакции в некоторых сделаны вырезки. По моей наводке эти дневники нашёл Широких Толя (я в это время на 4 года переехал в Селтинский район в деревню Новая Монья) и стали публиковать в «Авангарде».

Добавить комментарий для Ivan Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *